2nd_street (2nd_street) wrote,
2nd_street
2nd_street

Categories:

Супер-репетиторство и гипер-тьюторство, или: пока не превратишь дом в ВУЗ - ничего не поймёшь.

Работал я несколько лет (здесь и далее "лет" в первоначальном смысле) в международном лагере в Крыму. Где студентам из разных мест читал разные интересные, нестандартные и экспериментальные курсы с элементами - от суггестии до мистики. (Полночная лекция студентам, лежащим под южным звёздным небом - а? Wish You were there...). Одна из студенток случайно попадала ко мне 2 лета подряд и прониклась, соответственно, наиболее глубоко. Поддерживали переписку. И вот, окончив свой сильно Федеральный университет, студентка ощутила сильнейшую неудовлетворенность результатом, и попросила меня об очной интернатуре / повышении квалификации (до нужной необыкновенной высоты). Одинокий и свободный я не нашел веских оснований отказывать и сказал: на 6 дней приезжай.
студентка
И вот мы в процессе. Не знаю, как ей, а мне безумно интересно и полезно. С печалью думаю, что моя дистанция от моих студентов настолько велика, что я слишком многого не вижу.
Впервые наблюдаю круглые сутки (минус только сон, даже трапезы совместны) представителя нынешнего не-читающего поколения. (В остолбенении:) нечитающая умница - это как? Не может быть! Горячий лёд!
И вдруг понимаю: случайно и естественно сложившаяся в Европе книжная культура - чудо, вещь причудливая. В эпоху Просвещения (путём особой организации художественного текста) добились его визуализации в головах читателей. Заработала книга как портал в иные, виртуальные миры.
покидаешь сегодня
Всего лишь бумага с закорючками - а на самом деле интеллектуальное устройство (о чём писал ещё Ю.М.Лотман) и (говоря современным языком) в голове читателя то ли фильм, то ли компьютерная игра, квест. Скользя глазами по буквицам, читатель, сам того не замечая, включается в достройку виртуального мира, контуры которого намечены автором. Судя по всему, это сильнейше обостряло восприятие и публицистики, и научной литературы. Что и привело к цивилизационному взрыву.
Так вот: этот механизм сломался, его больше нет. Письменный текст перестал быть открытой дверью, детонатором, бустером. Отныне он - то, через что надо нудно, ВСЛЕПУЮ, пробираться. Иначе: письменный текст перестал быть родным языком и стал иностранным. Почти никто не знает иностранный так, чтобы понимать намёки, юмор, контекст и подтекст. На иностранном ты дурак - супротив умника на родном. Вот с изумлением и наблюдаю текстовую дурочку, внетекстовую редкую умницу.
С трудом удалось как-то преодолеть: если ты не в курсе сегодняшних сериальных линий и "сезонов" - Господи, говорить не о чем... Это у них вместо нашего привычного худлита.
Pittsburgh
Всё становится по другому. По другому надо работать, учить. Полностью меняется доля разных видов художественного творчества. Становится абсолютно элитарной проза; хм... а поэзия? Радует одно: устное общение сохраняет своё значение и вкусный, сочный дискурс с этимологией, юмором, архаизмами, намёками, игрой - действует, пожалуй, лучше чем раньше. Превращается в магию (= творящую речь) почти в сказочном смысле.
Может, когда-нибудь начнётся настоящая, осмысленная реформа образования? А не тот злобный унылый маразм за медные гроши (исполнителям), что мы имеем.
(Перекрёсток Офелии и Гамлет стрит - привет от "тупых американцев" из города Питтсбурга).
Tags: Культура/литература-кино, Культура: сделай сам.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments