2nd_street (2nd_street) wrote,
2nd_street
2nd_street

Categories:

Cамолёты, люди, общество: крутые повороты сюжета

они улетели
Пока всё виртуально и абстрактно, не начинают множиться (стремительно!) тонкости и подробности. "Сверху видно всё" - это ж была революция в военном деле. Аэростаты разведки / корректировки арт-огня и дирижабли были динозаврами неба: приемлемыми, пока у них не было врагов. Из аэропланов, сталбыть, первыми появились такие "истребители", которые типа газонокосилок. Их основным оружием был горизонтальный резак, подсекавший тросы оных аэростатов. Ага! Тогда разведчики-корректировщики - будут тоже аэропланы: могут вовремя смыться. Первыми бомбовозами были цепеллины: они ж не тратят энергию на держаться в воздухе. Но истребителю достаточно было взять с собой короткий кавалерийский карабин (или даже Кольт недеццкого калибра) снаряженный зажигательными пулями - и вуаля, дирижабль, наполненный взрывоопасным водородом.
водород
(Флот США по определению океанский с самого начала. А небо над океаном было чистое: самолёты не имели нужной дальности. Именно флот США ещё долго страдал дирижаблями.
эскадра
zeppelin over manhattan
Пока не стало ясно: летающие лодки и поплавковые гидросамолёты, авианосцы и островные базы с аэродромами - ставят на этом крест даже на бескрайнем Тихом. И катастрофически даром пропал бы труд ФИАТа по разработке относительно экономичного авиа-дизеля, именно для дирижаблей. Для самолётов дизель тяжеловат и посейчас, и рассчитывали итальяшки, натурально, на жирный американский рынок. Кто только на него в XX в. не рассчитывал...).

Но к этому времени и истребители обзавелись пулемётами, и основными бомбовозами стали самолёты (но долго ещё вздыхали о грузоподъёмности дирижаблей). "Илья Муромец" Сикорского поднял пушку, но этого пока никто не заметил.
Дифференциация стремительно шла дальше. Самолёт-то не изолирован, он привязан к армии определённого типа, тому или иному виду боевых действий, концепции подготовки лётчиков. И существует вместе с тактикой, обвесом и навесом. Идеал - Ю-87, посредственный самолёт и эффективнейшая боевая система в целом, скальпель "БлицКрига". Да и Вилли Мессершмитту тоже (надеюсь!) дали Железные Кресты всех степеней: он загипнотизировал всех своей концепцией Bf-109. За ним кинулись вдогонку многие, но "вдогонку" - неблагодарное занятие. Как-то ещё получалось у наследников Реджинальда Митчелла: Роллс-Ройс мог выдать мотор и получше Даймлер-Бенца. Авантюристические же авансы тов. Яковлева были фуфлом с самого начала (знал, но молчал) при располагаемой Испано-Сюизе, не способной к серьёзной форсировке.
Гипноз Вилли продержался долго - но не для людей технически грамотных: как только перешли к двухрядным воздушникам - всё сразу упростилось. FW-190, к счастью, был товарищем "мессера" по борьбе - но это не спасло. Закусивший удила Сидней Кемм выдал "Тайфун" и "Темпест". Американцы, которым всегда было плевать на евромоды, а флоту - плевать на армейское увлечение "водянкой" - выдали "Тандерболт", "Хэллкет" и "Корсар". Выбирай на вкус. Но всё это - в рамках концепции истребителя "кого хошь, догоню, кого хошь - грохну". Которые стремительно тяжелели и (+ ракетное вооружение) всё больше трансформировались в истребители-бомбардировщики.
Когда проигрывает человек - проигрывает, иной раз, целое направление действий. Тем более, когда проигрывает страна. Была другая, честно-оборонительная концепция истребителя: "а чего гоняться, когда агрессор прилетает сам?". Это знаменитый И-16 и несостоявшийся И-180. Поликарпова непрерывно били ниже пояса: то мутная и невнятная гибель Чкалова, то наркомат (в лице Яковлева) радостно объявляет, что мотор М-88 никак не может быть на И-180, поскольку сильно нужен на ужжасно перспективный Су-2. В конце концов бесславно снятый с производства. (Скудоумные теоретики тов. Сталина создали "концепцию воздушной пехоты", долженствующей затмить небо над головой врага, и чтобы ничто не делало движения подняться в воздух. "Молодые советские конструкторы" надеялись, что в такой обстановочке и их истребители сойдут за первый сорт). Всё поликарповское снималось именно тогда, когда было нужнее всего. И-16 (вариант: И-180) был идеален для сопровождения Илов: вертеться и огрызаться, мгновенно набирать и сбрасывать скорость - никто так больше не мог. И-153 были идеальны как лидеры для ночных По-2: предварительно обработать прожектора и полевые малокалиберные зенитки. Эти полки с самого начала должны были бы быть смешанными - но не были, и обошлось нам это стократно дороже, чем могло бы.
Концепцию сверхлёгкого перехватчика (позволяющую ускользнуть от эскалации мощности/веса) реализовали и французы: на основе своих гоночных самолётов Caudron:
Caudron C460 replica
(На снимке реплика гоночного варианта, у истребительного было обширнее остекление). Экспериментировали, натурально, на чужих, которых меньше жалко. И Coudron Cyclone в руках польских добровольцев показал в мае 40-го хорошие результаты... которые пошли в помойку вместе с Французской республикой. Та же, по сути, концепция у японского "Зеро" (чуть ни из фольги сделанного), но над океаном он требовал сверх-обученных лётчиков. Собственно, хроническая бездарность Яковлев от своих "ни-то-ни-сё-истребителей" именно в эту сторону и двинулся с Як-3 - да поздновато. Надвигалась реактивная тяга и всё, всё становилось иначе: и тактики, и концепции, и классы, и типы... Не в последний раз.
Во многом поучительный пример - Покрышкин. Его, молоденького, однополчане обзывали "профессором": слетал, и, вместо "поиграть в удавчика", выпив и покушамши - чертит, пишет... И где были те однополчане? А "профессор" выжил - хоть и характер имел самый истребительный: непочтительный, резкий и агрессивный. И показал потом: если планировать боевой вылет (кто бы мог подумать?), + тактика асов "Люфтваффе" (будем объективны!), + интенсивный радио-обмен двумя (в каждом самолёте!) великолепными радиостанциями - и не надо супер-истребителя. Достаточно добротной "Кобры", которую американцы считали только для учебных целей. Тоже вот: оригинальный был по концепции самолёт - и кому через несколько лет была нужна его концепция?

А никому уже не нужный авиадизель вдруг (недорого у отчаявшихся итальянцев) купили в начале 30-х невесть зачем смешные русские. И "всплывёт" он откуда ни возьмись на Т-34 (поскольку папа-основатель концепции Уолтер Кристи именно авиа-двигателей сразу и требовал). Но это отдельная история...
Tags: Война - это война!, Естествознание/техника
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments