Писатель Новиков-Прибой в юности был матросом Балтфлота Новиковым, участником Цусимы, прошел японский плен. Был уже тогда "неблагонадёжен" и склонен к революционным взглядам. Дождаться от него доброго слова о господах офицерах - нелегко.
При всём при этом в "Цусиме" о тогдашнем командующем Балтфлотом Бирюлеве он пишет: "Происходя из старинной дворянской фамилии, очень богатой, владевшей крупными поместьями, адмирал, ПО СТАРЫМ МОРСКИМ ТРАДИЦИЯМ, кормил за свой счет весь свой штаб, всех своих флагманских специалистов и даже ординарцев... Считался хлебосольным начальником, но зато был строг по службе и требователен к подчиненным...". Это обязательное подкармливание и жалование деньгами (частным образом) как система, распространялась далее до самого низу.
Войны, героика, Севастопольская кампания, крейсер "Варяг" - это всё дело десятое. Мирная повседневность, быт, были - вот такими.
Как можно было иначе (думали они), помилуйте?, ибо - не поймут-с! Матрос же Новиков был в числе тех, кто боролся за пролетарское государство: уж оно-то накормит всех, по справедливости... И чем кончилось?