
Парадокс: конструкция была допотопнее и архаичнее - в разы: супротив советских сварных танков этот был - на болтах и заклёпках. (Флот Её Величества никак не мог перейти на сварку - мешали профсоюзы разъяренных клепальщиков! Тов Сталину бы - на один зуб эти профсоюзы, забыли бы, как они назывались - в три дня...). Но зато качество исполнения было таково, что эти динозавры сполна отрабатывали положенный ресурс.
На Волховском фронте был случай: три подбитых "Черчилля" трое суток находились в немецком тылу (пехота за ними в атаку не пошла, что было частым явлением. Пехотинцы так и так были - смертниками, и часто плевали на приказы и "ура, за Родину!"). Трое суток германцы непрерывно пытались расковырять "Черчилли", чем Бог послал: от 105-мм гаубиц в упор до подкладывания фугасов. Нулём: ничего сделать не могли, экипажи отвечали огнём (пока было чем), выбрасыванием гранат в люки (пока не заклинило) и русским матом. В конце концов, кое-как организовав атаку, один "Черчилль" наши утащили, из остальных к своим ушли невредимые экипажи.
Формально говоря, никакого "культа личности" в названии не было: имелся якобы в виду Черчилль граф Мальборо XVII века, ставший героем старинной солдатской песни: "Мальбрук в поход собрался". Но сэру Уинстону всё равно ж было приятно, и не только за славного предка...
Фото - из израильского музея Бейт ха-Шарион. В крохотном Израиле такие музеи, что просто - чёрная зависть...