2nd_street (2nd_street) wrote,
2nd_street
2nd_street

Categories:

Лучшим авто-дизайнером мира так и останется Фламинио Бертони

Чистое искусство дизайна от рождения испорчено рыночным "стайлингом". Дизайнер в 99% случаев решает задачу, сформулированную Виктором Папанеком: "Заставить человека купить то, что ему не нужно, на деньги, которых у него нет, чтобы произвести впечатление на тех, кому всё по х...".
Случаев настоящего социального дизайна исчезающе мало. Мне, навскидку, приходят только 2 (два): гнутые "венские" стулья братьев Тонет и, разумеется, Citroen 2CV Бертони.

Первый серийный вариант.

Последний. В момент появления он был немедленно прозван "Гадким утёнком" и произвёл однозначное впечатление: его специально сделали так, чтобы никто не захотел купить. Каково же было общее изумление, когда (не сразу!) начался ажиотаж и культ, не увядший по сей день. Оказалось, что "ноль красоты" = рецепт фантастического обаяния.

Дело в том, что я в начале 90-х входил - разумеется, на десятых ролях - в группу людей, которая добивалась переноса производства 2CV из Португалии сюда. Проект CitRus; площадка завода планировалась в Саратове - я участвовал только в этом. Хотя в группе все всё понимали, в том числе и перспективы экспортного производства на Дальний Восток, а не только бывший СССР. Никакого китайского автопрома ещё не было, и надо было "ковать железо".
Тогда я зауважал индийцев. Bajaj и Tata (зверские конкуренты) объединились первый и последний раз в истории и трупом легли, чтобы не допустить переноса производства в Индию. Понимали, что им после этого - конец. Мы были в курсе, потому что нам это было на руку. Вообще-то индийский вариант для Ситроена был основным, увы...
Но Баджадж с Татой - нагадив соотечественникам (ежу понятно, что выбрал бы любой индиец между 2CV и Tata Nano, при этом первый был бы ещё и дешевле!) хоть защищали реальный стратегический интерес. У нас здесь всё решили чистые "понты". Увидев предлагаемое, ВСЁ местное начальство хором говорило "Гы!". И хоть ты им кол на голове теши, что на Парижском автосалоне 47го года - реакция была та же, и?... Начальство думало исключительно о том, какая "тачка" подходит к их малиновому пиджаку и золотой цепи на шее.
Русские так до сих пор и не поняли: 1) Насколько бедно им предстоит жить en masse, преисполнены милых смешных иллюзий (догоним Португалию, ага...); 2) какую долю дохода (у психически нормального) должен "съедать" автомобиль и его содержание. Автомобиля нужного класса в России нет, и не предвидится.
Архетипически это история всё та же: об отравлении несерьёзного Моцарта серьёзным Сальери. Наука рулит, вот только что делать-то с этим - практически? После этого глобального "облома" свой собственный "облом" несколько лет спустя, когда не удалось привезти 2CV даже себе лично - меня уже не удивил.

О Бертони ещё можно было бы спорить - если бы он не снял все сомнения созданием DS 19...
Tags: Естествознание/техника, Цивилизация и быт
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments