2nd_street (2nd_street) wrote,
2nd_street
2nd_street

Categories:

Бедная Европа и богатая Россия

Русской литературе (и истории) XIX века меня в школе учили совершенно правильно. Общее впечатление: Россия и Европа по уровню жизни заметно не отличались, причём не в пользу Европы. Запад был доходно ровнее, пестрее, разнообразнее, живее, что создавало нам иллюзию нестабильности и ненадёжности. Богатая аристократия России (куда западной!) и сословность общества создавали у нас культ разного рода "понтов", в Европе неизвестный. Богатые - выпендриваются, и это для их собственных бедных - "круто". А.Толстой, "Пётр Первый": "В окна светили факелами холопы, глядящие, как славно пирует их пан" (у пана Собещанского в гостях король Август). Именно тогда заложена основа сегодняшнего положения вещей. Холопы про тот пир пана будут рассказывать не один год - будучи обобранными ради того до нитки.

Фламандская (=бельгийская) молочница и бидоны на собачьей повозке. В России ничего подобного не было. За молоком прислуга сходит. Молочнице не надо ничего скромненько возить: равной - равным. Много молока привезёт лошадь. Немного - мужик отнесёт (или тележку потащит). Оп-па. Вот в том-то и дело. А ведь мужик - человек. И, в отличие от собаки - может что-то придумать головой и сделать руками. Равный - равным, свободное предпринимательство. Но в России было не надо. Тащить баржу против течения ("бурлаки"), быть гольным, хлеще лошади, тяглом - не западло. А собаку запрячь - западло, смеяться будут.

Где произошел бурный расцвет живописи - на основе массового платежеспособного спроса на неё? В буржуазной Голландии. Где появились первые дома престарелых? Там же, в государстве, которое первым себя гордо назвало: соединённые штаты (провинции).
Дай свободу голове, рукам и передвижению человека. По количеству лошадей и телег Россия Европу, может, и превосходила. Но отставала по грамотности и разнообразию экипажей. Очень символичное фото, с чего всё началось:

Он в свободную минуту - читает. У него всё будет хорошо.
Пропустим гениальную стадию велосипеда. Отметим важное: при обилии трёхколёсного, с кузовом впереди/сзади - Европа не знала характерных для ЮВА "велорикш": человек - не для этого. Появился моторчик: ещё слабее лошадиного, посильнее собачьего. И началось лавинообразное насыщение вокруг человека техникой.

Британская нянька с мотором - о как! 1922.

Почтальоны - примерно тогда же. Вообще стадия скутеров пройдена, например, в США ещё в 20-е годы:

Сия страхолюдина - фирмочки Salsbury. В конце 40-х эхо европейской моды - уже не очень пошло:

Страна огромная, поэтому лучше на четырёх колёсах:

- ажник на пяти: фирмочка Briggs. Скутер-кары (предшественники европейского Smart, индийского Tata Nano) были уже тогда.

The Rytecraft Scootacar 1934-40. То есть на самом деле всё это ваялось в мастерской или заводике любого городка захолустного графства. Моторчиков же, тихоходных, надёжных, работающих на любом керосине и смазываемых дёгтем - как енотов. Откуда? От газонокосилок. У каждого ж приличного чела - газон перед домом, и стричь его надо. Ну - по себе ж знаете?
А Форд начинает всеобщую автомобилизацию. С вызывающей зависть воспитательной пропагандой. Это - провинциальная школьная училка:



фоты из журнала Ford motorist 1924 года.
Поскольку подшипников выпускается миллионы, то самым бедным пацанам - не проблема изваять:

Чёрные мальчишки из Джорджии. Soapbox - так это поныне и называется. Но если родители были более-менее состоятельными, то за будущего автовладельца шла натуральная битва:




Никто не отгонял детей от машин. Во-первых, не Бог весть - какая роскошь, во вторых тогдашний американский кар и от десятерых не погнулся бы...

Кстати: как одеты в 1941 году чёрные дети?
Кончилась война? Да здравствует мирный труд!


Внедорожник + бизнес-кар: не по этому ли мы "загоняемся" сегодня? Передвижные авто-дома стали привычными ещё до войны: здесь уже, как видите, дело дошло до аэродинамических экспериментов:

Но после войны - это ж уже масштаб!

В Европе всё было и беднее, и скромнее. Но осознайте: вы в детстве никогда не видели ничего подобного:

Это - наш "минус", и в чём он состоит?

В начале 90-х с чисто просветительскими целями вышел каталог: всё, что только делается на свете, причём с ценами. (Была ещё 100% до-китайская эпоха!)...

Блестящий спец, умница И.В.Ксенофонтов, предусмотрел там специальный раздел, мото-технику для мелкого бизнеса:

В результате она сюда так до сих пор и не пришла, даже в китайском варианте.
Мы платим неизвестно сколько за Бог знает, что. Совершенно недружественное нам и "под нас" не заточенное. И нам - так до сих пор и не платят.
Tags: Естествознание/техника, Общество/экономика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment