2nd_street (2nd_street) wrote,
2nd_street
2nd_street

Categories:

Импорт, а потом замещение, ага...

Один из люксовых брендов 20-х, 30-х годов в области роскошных автомобилей - Hispano-Suiza. Достаточно, впрочем, погуглить, чтобы понять: дела шли так себе. Предложения на рынке хватало, один Rolls/Royce чего стОил, начавший производство куда раньше. "Испано..." имела эффектное название, эмблему и рассчитало на target group: разбогатевших дам-"эмансипе". Но они ж безбашенные, как мартовские зайцы... "Бугатти" от трагической гибели Айседоры Дункан так и не оправилась - хотя машина была ни при чём, то же могло случиться на любой другой. Но именно так велась рекламная раскрутка "Испано...", в которой принял участие и Александр Вертинский. http://www.bards.ru/archives/part.php?id=14970

Чего хотят суровые большевики/чекисты? Мы теперь хорошо знаем: "красивую жисть". Это они снаружи людоеды, а внутре себя - нежные и удивительные. Поэтому - подействовало: авиа-мотор "Испано..." и купил Советский Союз, для истребителей (Hispano-Suiza 12YBbrs). Лицензию, документацию, образец привёз из Франции командированный моторостроитель Климов. С этого началась серия советских моторов от М-100 до М-105. Стояли они на СБ, ЛаГГах, Пе, всех Яках.

"Неизбежной" потому, что Роллс-Ройс никто СССР не продал бы - да его и не сумели бы освоить, безнадёга. "Даймлер-Бенц" в те годы только начинал, закупать было ещё нечего.
Попадающие в руки советских инженеров и советских рабочих моторы никак не хотели доводиться до ума. Любимец вождя тов. Яковлев на одном из совещаний громко пожаловался на моторостроителей, обвинив их в систематическом обмане. Результат? Расстрел (последовательно) трёх главных конструкторов Запорожского моторостроительного завода: Филина, Туманского, Урмина. В итоге работа над выпускаемыми там французскими (в девичестве) моторами "Гном-Рон Мистраль Мажор" увяла совсем. Спасибо, хоть остались Климов, Микулин и Швецов, а то совсем летать было бы не на чем...
Как происходила работа над самолётами (в конкуренции с абсолютно бессовестным Яковлевым) - хорошо известно по воспоминаниям. http://www.airwar.ru/enc/fww2/la5.html
Тишайший С.А.Лавочкин, боявшийся Яковлева, как огня, вовремя перешел на куда более перспективный АШ-82 (Wright Double Cyclone в девичестве; установка его на хлипкий, на пределе прочности, Як-7 не выгорела).
В конце войны было так. Даймлер-Бенц (на Ме-109К) - 2000 л.с.. Уступая британцам, немцы прыгнули выше головы, первыми сделав инжектор, впрыск воды и закиси азота. R/R (на Spitfire Mk XIV) - 2050 л.с. без арийских хитростей. Бывший в начале войны ничем не лучше наших, американский Allison (на P-38J/L Lightning) - 1600 л.с.. На Як-3 мотор ВК-105ПФ-2 ("В.Климов", ага...) - 1290 л.с., и всё, это оказался предел. Вот и пришлось А.С.Яковлеву рассказывать сказочки про "самый лёгкий истребитель конца войны". Сравните вооружение и боекомплект Ме-109К с Як-3, добавьте cum grano salis, что на половине Яков ставились только приёмники, без передатчиков: нефиг ведомому вякать... И посочувствуйте нашим пилотам. Ведомый же был не в силах сказать: "Командир, тебя атакуют!"...
Результат? После войны основой ВВС стали Ла-9 и Ла-11, всё яковлевское было с треском снято с производства и с вооружения. Менее разборчивый конкурент Яковлева "замочил бы в сортире" (С) в глазах Сталина, интеллигентный Семён Алексеевич не стал этого делать. А жаль. Атмосфера в советском авиастроении улучшилась бы - в разы...
А что происходило с моторами? Да всё то же: "В 1951 году на основе английского двигателя «Nene» был создан ВК-1Ф — один из первых в мире турбореактивных двигателей, оснащённых форсажной камерой..."
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BB%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%B2,_%D0%92%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80_%D0%AF%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87
На основе Rolls Royce Nene (наши союзники сдуру всерьёз принимали союзные отношения), "один из первых в мире" - вот так и живём...
Tags: Естествознание/техника
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments