2nd_street (2nd_street) wrote,
2nd_street
2nd_street

гр. 219-220, мои указания по теме "Новое время".


О некоторых важных акцентах (поскольку не я читаю лекции).
Фрэнсис Бэкон.
Рене Декарт.
Джон Локк, Томас Гоббс.
Епископ Беркли.

Основатель Российской Академии Вильгельм Лейбниц. Монадология.

Новое время - это время развитой светской культуры, и в этом Британии весьма повезло. Светская художественная литература (за 200 лет до Шекспира! который старше даже Бэкона) приобретает высокий статус: Джефри Чосер первый, кого хоронят в Вестминстерском аббатстве в "уголке поэтов"(! Чосер в юности изучал юриспруденцию в специализированном учебном заведении! - это 15 век). Шекспиру ставили в упрёк его простонародность, противопоставляя "университетским (!) поэтам и драматургам" в роде Кристофера Марло. Увы, где у нас в ту эпоху те университеты, те поэты и драматурги?
В результате знать общества в значительной степени совпала с интеллектуальной элитой, причём "наверх" попадали именно "совпадающие".
Общество (хорошо это, или плохо) - воспримет как истину только мнение "сверху", статусное. (При тогдашней конфигурации "разделения властей" лорд-канцлер - кабы не "круче" премьера). Бэкон был не первым лордом-канцлером, при этом интеллектуалом: достаточно вспомнить сэра Томаса Мора, автора "Утопии".
Декарт был представителем древней и знатной фамилии, успешен в военной службе.
Обратите внимание: в значительной мере состоялись, в результате, США по Джону Локку, Российская Империя по Томасу Гоббсу. Т.е. старая Европа породила на своей (западной и восточной) периферии два великих проекта (вполне мОгущих превзойти её саму). Так философия Локка и Гоббса приобрела (на редкость) всемирно-историческое значение.
Блестящая идея о всеобщем вооружении народа как о его естественном состоянии (ибо первоначально оружие = орудия охоты и труда). Перевод у Гоббса "война всех против всех" - я настаиваю - неточный. Надо "война КАЖДОГО ПРОТИВ КАЖДОГО". Tabula rasa Локка принудительно предрасполагала к развитию образования и социальной мобильности, расширяющейся (сословно) "вниз", иначе "доска" так и останется чистой. Обратите внимание на аргументы Гоббса (философа-материалиста!) за монархический способ правления.
Обратите внимание на взаимоотношения Петра I и Лейбница. "Монады" Лейбница (примените их для самоописания!) - приводят нас к сложной диалектике: противоречию между сохранением нашей идентичности и желанием/неизбежностью жить в мире. Монада выпускает "ложноножки" - могут ли они не быть обречёнными на "ложно..."? Жить в мире для монады = присваивать не своё (до какой степени?) и быть не-только-собой (насколько далеко можно заходить?). Что в жизни мы делаем как мы, а что - как не-мы, и быть собой в некоторых случаях и необязательно, и вредно.
Наша задача. Что мы способны поговорить об этих философах - это само собой, говно вопрос. Но гости (на открытом занятии в гр. 219) должны от нас услышать такое, чтобы почесать в затылке и задуматься. Это - реально.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments